Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.nlu.edu.ua//jspui/handle/123456789/15963
Title: Відкриття провадження у справах про кримінальні правопорушення: чинний порядок і напрями вдосконалення
Other Titles: Открытие производства по делам об уголовных правонарушениях: действующий порядок и направления совершенствования
Commencement of proceedings in cases of criminal offenses: current procedure and lines of improvement
Authors: Стельмащук, О.В.
Keywords: провадження у справі про кримінальне правопорушення
досудове розслідування
юридичний факт
процесуальне рішення
матеріально-правові та процесуальні підстави
производство по делу об уголовном правонарушении
досудебное расследование
юридический факт
процессуальное решение
материально-правовые и процессуальные основания
proceedings in a case on criminal offense
pre-trial investigation
legal fact
procedural decision
substantive and procedural grounds
Issue Date: 2017
Citation: Стельмащук О. В. Відкриття провадження у справах про кримінальні правопорушення: чинний порядок і напрями вдосконалення : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / О. В. Стельмащук ; Акад. адвокатури України. – Київ, 2017. – 18 с.
Abstract: Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю 12.00.09 – кримінальний процес та криміналістика; судова експертиза; оперативно-розшукова діяльність. – Академія адвокатури України, Київ, 2017. У дисертації обґрунтовані пропозиції щодо вдосконалення методологічних, процесуальних та організаційних аспектів процедури відкриття провадження у справах про кримінальні правопорушення. Зокрема, автор привертає увагу до основних недоліків чинної процедури початку розслідування і доводить, що вона суперечить і методологічним настановам щодо виникнення правовідносин, і низці конституційних засад та Європейських стандартів судочинства. Автор доводить, що оскільки слово “кримінальний” в перекладі з латинської мови означає “злочинний”, то поняття “кримінальне провадження” мало б бути замінене на “провадження у справах про кримінальні правопорушення”. Оскільки засада публічності поширюється на всі стадії судочинства, то було б правильним, щоб ст. 25 КПК регламентувала не початок розслідування, що є однією з його стадій, а відкриття провадження, яке є юридичним актом, яким ініціюються правовідносини, спрямовані на здійснення судочинства та підставою початку розслідування. Що ж до діяльності, пов’язаної з його відкриттям, то вона має ознаки самостійної стадії кримінального судочинства. Оскільки приводами для відкриття провадження є лише первинна інформація про кримінальне правопорушення, то її оцінка на предмет наявності чи відсутності у ній підстав для відкриття провадження мала б бути обов’язковою, й у разі необхідності її перевірки, вона мала б бути проведена у визначений законом спосіб в межах розумних строків. Автором запропоновано, повноваження на відкриття провадження щодо кримінальних проступків покласти на керівника слідчого підрозділу, а щодо злочинів – на прокурора, а дії як щодо незаконного його відкриття, так і відмови у ньому криміналізувати. Автор доводить, що ні виявлення ознак кримінального правопорушення (ст. 25 КПК), ні виявлення обставин, що можуть свідчить про його вчинення (ч. 1 ст. 214 КПК), підставою для відкриття провадження у кожному випадку бути не може, оскільки вони не завжди є беззаперечним свідченням про його вчинення. Запропоновано в структурі вказаних підстав розрізняти матеріально-правовий та процесуальний аспекти та розкрито їхній зміст. Автор доводить, що оскільки рішення щодо відкриття провадження є тим юридичним актом, яким ініціюються правовідносини спрямовані на здійснення судочинства та правовою підставою розслідування та судового провадження, то воно повинне відповідати вимогам ч. 3 ст. 110 КПК, згідно з якою рішення слідчого та прокурора ухвалюються у формі постанови.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.09 – уголовный процесс и криминалистика; судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность. – Академия адвокатуры Украины, Киев, 2017. В диссертации обоснованы предложения, направленные на совершенствование методологических, процессуальных и организационных аспектов процедуры открытия производства по делам об уголовных правонарушениях. В частности, автор обращает внимание на основные недостатки действующей процедуры начала расследования и доказывает, что она противоречит и методологическим наставлениям в отношении возникновения правоотношений, и ряду конституционных принципов и Европейских стандартов судопроизводства. С учетом того, что слово “уголовный” в переводе с латинского языка означает “преступный”, автор констатирует, что конструкция “уголовное производство” не соответствует требованиям стилистики украинского языка и предлагает заменить ее конструкцией “производство по делам об уголовных правонарушениях”. Что же касается его открытия, то автор доказывает, что оно трактуется как отдельный правовой институт, как отдельный вид правоотношений, как процессуальное задание и как юридический акт. А поскольку эта деятельность урегулирована УПК, имеет собственную цель, задания, а также предусмотренные законом средства их разрешения, то она отличается признаками самостоятельной стадии уголовного судопроизводства. Автор доказывает, что поскольку принцип публичности распространяется на все стадии судопроизводства, то было бы правильным, чтобы ст. 25 УПК, которой он предусмотрен, регламентировала не начало расследования, которое является одной из его стадий, а открытие производства, которое является тем юридическим актом, которым инициируются правоотношения, направленные на осуществление судопроизводства и основанием начала расследования. Поскольку поводами для открытия производства является лишь первичная информация об уголовном правонарушении, то ее оценка с целю определения наличия либо отсутствия в ней оснований для открытия производства, должна бы бить обязательной, и в случае необходимости ее проверки, она должна была бы быть проведена в указанный законом способ, и в пределах разумных сроков. Автором предложено полномочия на открытие производства в отношении уголовных проступков возложить на руководителя следственного подразделения, а в отношении преступлений – на прокурора. А действия, как в отношении незаконного открытия производства, так и отказа в нем криминализировать. Автор доказывает, что ни выявление признаков уголовного правонарушения (ст. 25 УПК), ни выявление обстоятельств, которые могут свидетельствовать о его совершении (ч. 1 ст. 214 УПК), основанием для открытия производства в каждом случае быть не может, так как они не всегда являются бесспорным доказательством его совершения. Предложено дополнить УПК положениями об обязательном наличии для открытия производства определенных законом поводов и оснований, дать их официальное определение и перечень, а в их структуре различать материально-правовой и процессуальный аспекты, а также раскрыто их содержание. Автор доказывает, что если даже открытие производства отдельной стадией уголовного процесса не считать, то его нельзя не считать самостоятельным процессуальным решением, которое является тем юридическим актом, которым инициируются правоотношения, направленные на осуществление уголовного судопроизводства и основанием для совершения дальнейших процессуальных действий, связанных с расследованием и судебным производством. А поэтому указанный акт должен отличаться признаками соответствующего процессуального документа, который бы удостоверял факт официального инициирования правоотношений, направленных на осуществление судопроизводства и, кроме других, выполнял бы функцию процессуального основания и для занесения этого факта в ЕРДР, и для начала расследования, то он должен соответствовать требованиям ч. 3 ст. 110 УПК, в соответствии с которой решения следователя и прокурора выносятся в форме постановления. Внесены предложения относительно усовершенствования отдельных норм Конституции и УПК, изложенные в выводах соответствующих разделов и в приложениях к диссертации.
Description: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences with a specialization in 12.00.09 – Criminal Procedure and Criminalistics; Forensic Examination; Operational Investigations. – Academy of Advocacy of Ukraine, Kyiv, 2017. The thesis substantiates the proposals on the improvement of the methodological, procedural, and organizational aspects of the procedure for commencement of proceedings in cases of criminal offenses. In particular, the author draws attention to the main drawbacks of the current procedure for commencement of the investigation and justifies that it contradicts both methodological guidelines for the emergence of procedural legal relations, and a number of constitutional principles and European standards of justice as well. The author justifies that as the word “criminal” in Latin means “criminous”, the term “criminal proceedings” should be replaced with the term of “proceedings in cases on criminal offenses”. Since the principle of publicity extends to all stages of legal proceedings, it would be correct for Art. 25 CPC to regulate the commencement of the proceedings, not the investigation as one of its stages, which is a legal act commencing legal relations aimed at conducting judicial procedure and constitutes grounds for commencement of an investigation. As for the actions connected with its commencement, it has signs of independent stage of criminal proceedings. Since the primary information about a criminal offense constitutes the grounds for commencement of proceeding, then, the assessment of the existence or absence of grounds for commencement of the proceedings would have to be mandatory, and if there is a need for verification, it should be carried out in a manner determined by law within a reasonable time. The author proposes to distinguish the powers to commence the proceedings for the criminal offences to the head of investigation authority, and for the crimes to the prosecutor, and to criminalize actions for ist illegal commencement as well as refusal to commence it. The author argues that neither the detection of signs of a criminal offense (Article 25 of the CPC) nor the identification of circumstances that may indicate his commission of the same (Article 211 CCPC.1) in each case can constitute the reason for commencement of proceedings, since they can not be always the indisputable testimony to its commission. It is proposed in the structure of the mentioned grounds to distinguish the material and legal and procedural aspects and their content is disclosed. The author argues that as the decision of the commencement of proceedings is a legal act that initiates the relationships aimed at the administration of justice and legal basis of the investigation and judicial procedure, then, it must comply with the requirements of Part 3, Art. 110 CPC, according to which the decisions of the investigator and the prosecutor are taken in the form of a decision.
URI: https://dspace.nlu.edu.ua/handle/123456789/15963
Appears in Collections:12.00.09 – Кримінальний процес та криміналістика; судова експертиза; оперативно-розшукова діяльність

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Stelmashchuk_2017.pdf296.22 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.